– Альк!.. Ты в порядке? – Нет. – А что случилось? – Всё. (с)
Назрел такой вопрос: как бороться с подменой понятий? То есть, если я вижу, что мне преподносится суждение, в котором явно "что-то не так", но что, и как выявить это слабое место в суждении, я не знаю. При этом суждение используется явно с целью манипуляции или доказательство чего-то, что без подмены понятий доказать сложно.
А если речи идет о манипуляции, то есть о попытке скрыто воздействовать на человека, то единственный способ с ней бороться - сделать ее явной, то есть, опять-таки, заставить собеседника раскрыть карты, объяснить, что он имеет в виду и чего хочет от этого разговора. Иногда очень помогает. А вообще, это широкая тема, тут можно много, что сказать.
Манипуляция, с которой с столкнулась вчера, причём не впервые: "Да, мне хочется всё бросить и не работать экскаваторщиком, я иногда просто ненавижу это профессию, но я же это делаю. А вы тоже можете ненавидеть работу экскаваторщика, главное, что вы должны ей заниматься, потому что это хорошо и правильно." (Кривой пример, но, смысл в том, что человеку не даётся выбор делать или не делать. Ему предоставляется возможность делать, ненавидя.)
Дальше. если кто-то говорит: "Я работаю врачом. Это хорошо" из этого не следует, что и ты должна работать врачом. Это очевидно. И если кто-то говорит, что "я делаю то, что мне не нравится, потому что считаю, что так правильно", это не значит, что и ты должна так же считать. В данном случае его утверждение - это не истина, а МНЕНИЕ данного человека. На каком основании ты обязана его разделять?! Вот это сначала проанализируй.
Насколько могу предположить, исходя из нашего общения, тебя не волнует вопрос, как переубедить того, кто высказывает такие заявления, а как обосновать свое непринятие такой точки зрения?
Так вот того, кто играет смыслами, всегда можно ткнуть носом в иную их грань. читать дальше
Насчёт второго примера, я, наверное, немного коряво объясняю.
В приведенной ситуации, например: Один вопрос: разве можно ненавидеть то, что хорошо и правильно? Хороший вопрос. Но поскольку часть людей всё же не любит любое правильное, то их пытаются убедить этим "люби, но не люби". Получается, как в тесте "Незаконченные предложения", где дети иногда пишут: "Я люблю моего папу, но я его не люблю."